Риналь Мухаметов. Фото: Лидия Оглоблина
Наш сегодняшний герой Риналь Мухаметов – молодой актер "Седьмой студии" Кирилла Серебренникова. Не так давно репертуар Гоголь-центра пополнился музыкальным спектаклем "Пробуждение весны" по пьесе Франка Ведекинда. Мухаметов исполнил одну из главных ролей. А еще сыграл д'Артаньяна в новом фильме о приключениях трех мушкетеров режиссера Сергея Жигунова.
К слову, Риналь вынужден постоянно бороться с дефектом речи – заиканием. Молодой человек не только не поставил крест на актерской карьере, но и приехал их казанской глубинки в Москву – поступать в Школу-студию МХАТ.
Спектакль "Братья". Фото: Алекс Йоку
- Риналь, как решились переехать в столицу?
- Я попал сюда в 2008 году. До этого учился в казанском театральном училище. На втором курсе педагоги рассказали, что Школе-студии МХАТ Кирилл Серебренников набирает курс и посоветовали мне поехать, попробовать свои силы. А я спросил: "Кто такой Кирилл Серебренников?"
- Не слышали о нем?
- Тогда еще нет. И ехать опасался. Я ведь заикаюсь. Поэтому отвечал, что буду эстрадным клоуном, я ведь обожаю цирк.
- Но все-таки рискнули и...
- Приехал в Москву, пошел на прослушку. Там минут 15 ждали, пока я скажу свое имя, сколько мне лет и откуда я. А потом спросили: "Вы что, хотите читать стихи?"
- Как же вы их читали?
- Дело в том, что на сцене или в кадре я заикаюсь меньше. Не могу объяснить этот феномен и, к сожалению, это не всегда срабатывает. На прослушивании отворачивался, щелкал пальцами и моя речь менялась, я читал без запинки. В результате прошел все отборочные туры. Кирилл Серебренников, его команда "Седьмая студия", прекрасный педагог Школы-студии Михаил Лобанов – все они произвели на меня впечатление. Я понял, в меня верят.
- У вас был хороший старт – спектакль "Феи" на сцене МХТ имени Чехова.
- Да, работа с Давидом Бобе (режиссер постановки – прим. ред.). Часто спрашивают, с чем связана такая везуха. Мне кажется, все дело в людях, которых я повстречал. Педагоги всегда двигают в нужном направлении. Так вот хорошо все сложилось у парня из рабочего поселка Алексеевское. Роли в театре и кино есть, и я очень этому рад.
Спектакль "Пробуждение весны". Фото: Алекс Йоку
- Не так давно на основной сцене Гоголь-центра состоялась премьера спектакля "Пробуждение весны". В чем его особенность?
- Это живая история молодых мальчиков и девочек, которым запрещают думать и анализировать то, что происходит у них внутри. Думаю, наш спектакль ярче американской версии. Там как-то все по-домашнему, а у нас более эффектно. Все идите на "Пробуждение весны"! Не потому, что я играю в этом спектакле играю, просто там пахнет весной и любовью.
- Риналь, вы играли в двух диаметрально противоположных театрах: в консервативном МХТ и в креативном Гоголь-центре. Где комфортнее?
- Там, где Кирилл Серебренников. Он мой главный критик, доверяю ему, как родному человеку. Комфортно везде, но тянет туда, где свои – "Седьмая студия".
- Как вам работается после успеха в фильме "Три мушкетера"? Взаимоотношения с коллегами в театре не изменились?
- Мне досталась потрясающая роль. Но и здесь, у моих коллег, роли не хуже. Я часто сравниваю "Седьмую студию" с лампочками. В каком-то театре на сцене светят две-три самых ярких лампочки, а у нас их куча. Они зажигаются, и становится в миллиарды ватт ярче.
Спектакль "Пробуждение весны". Фото: Алекс Йоку
- А куда вас больше тянет: на сцену или в кадр?
- Из-за заикания мне на любой площадке приходится напряженно работать, не могу позволить себе расслабиться. Если сравнивать, то театр, он более жесткий. Такой своеобразный душевный спортзал. На сцене ты становишься тем, кого зрители впоследствии увидят в кадре. В кино легче. Там тебя лелеют и любят.
- Знаю, что предложение сыграть роль д'Артаньяна вы восприняли неоднозначно, признаваясь позже, что боялись браться за эту работу. Почему?
- В силу молодости и, возможно, глупости. На тот момент я еще не читал Дюма, и мне казалось, что новый фильм не нужен, все уже снято. А потом я понял, есть возможность представить зрителям своего д'Артаньяна – молодого и наивного. Затем последовало знакомство с Сергеем Жигуновым, который очень живо рассказывал и даже показывал, как все будет. Тогда я решил окончательно – хочу сниматься. Кстати, перед тем, как получить предложение, я гостил в Казани, и моя тетя обмолвилась, что хорошо бы мне было сняться в кино с интересным сюжетом, со сменой костюмов.
Кадр из фильма "Три мушкетера". Фото: продюсерский центр Сергея Жигунова
- Как проходил съемочный процесс?
- Настроение у всех было хорошее – солнце, Прага, Александрия, драчки, скачки, потрясающая еда. Я в восторге.
- Трюки сами выполняли?
- Практически все. Сложнее всего было управлять лошадьми. Эти животные чувствуют, когда ты волнуешься. Нужно было дать понять, что ты надежный всадник. Помню один из опасных моментов – мы снимали сцену в лесу. Четыре героя скакали верхом среди деревьев. Кони друг к другу жмутся и велик риск, зацепившись ногой за дерево, сломать ее. Приходилось пикировать в последние секунды.
Кадр из фильма "Три мушкетера". Фото: продюсерский центр Сергея Жигунова
- Риналь, помимо кино и театра вы играете в группе "Корпорация желтый асфальт". Расскажите немного о музыкантах.
- Идея родилась в пламенных сердцах студентов. А произошло это на втором курсе. Вначале был дуэт – я и Никита Кукушкин. Он хлопал, я пел. Потом к нам присоединились Юра Лобиков и Филипп Авдеев. И случился у нас бэнд, стали сочинять песни. Причем рождаются они прямо на концертах из пары слов, услышанных из зала.
- Совершенная импровизация?
- Абсолютная. Если песня сложилась, она живет дальше. Сейчас у нас более 20 композиций. Открою секрет – мы готовим татарский тур. Поедем в республику Татарстан и сыграем восемь татарских песен. Шоу называется "Русский чак-чак". Это будет бомба.
- Чем навеян выбор композиций?
- Татарские песни очень трогательные.
- Ваша "Корпорация" с жанром исполнения определилась?
- Мы играем что угодно и в каком угодно формате. А жанр – поп-террор.
- Риналь, представьте, что в свое время вы не переехали в Москву, остались в родном поселке. Чем бы там занимались?
- Я был бы замечательным трактористом, камазистом или слесарем. Да кем угодно, главное вложить в это дело душу.
- И все же хорошо, что не стали камазистом. Уже наметили для себя цели в плане артистического саморазвития?
- Хочу заняться цирком. Поэтому впереди – уроки акробатики.
Алла Панасенко